Обратный звонок

Запрос обратного звонка

Ваши контактные данные в безопасности,
и не будут переданы третьим лицам

+7 (495) 268 13 06

В настоящий момент в нашей стране выпущено или готовится к выпуску много разного уровня нормативной документации регламентирующей работу «чистых» помещений. В данной статье представлен обзор нормативов, требований, относящихся непосредственно к проектированию, строительству и эксплуатации «чистых помещений» в лечебных учреждениях.

Что же является «чистым» помещением, согласно действующим нормативам?

Согласно действующим нормативам «чистые помещения» должны отвечать следующим требованиям:

  • в помещении должна контролироваться концентрация пыли;

  • помещение спроектировано и эксплуатируемо таким образом, чтобы минимизировать поступление, выделение и накопление пыли внутри помещения;

  • в помещении могут контролироваться такие параметры как температура, влажность и давление;

  • в помещении контролируется концентрация биологически активных организмов, таких как бактерии, грибки (применяется для помещений медицинского назначения).

Какие помещения лечебных учреждений относятся к «чистым» помещениям?

К «чистым» помещениям в лечебных учреждениях, к которым применяются вышеперечисленные требования относятся:

  • все виды операционных, включая малые операционные;

  • реанимационные залы, палаты и палаты интенсивной терапии;

  • родовые палаты, послеродовые палаты с совместным пребыванием новорожденных, палаты недоношенных и травмированных новорожденных;

  • манипуляционные, предоперационные, наркозные, диализные залы и барозалы;

  • послеоперационные палаты и все палаты отделений работающих с иммунокопрометированными пациентами или пациентами с ослабленным иммунитетом;

  • стерилизационные, комплектации и упаковки чистых инструментов и материалов, дистиляционная, кладовые стерильных материалов;

  • процедурные асептические, перевязочные;

  • помещения для приготовления, заготовки и фасовки лекарственных форм;

  • помещения для инфицированных больных (изоляторы, инфекционные боксы и полубоксы), боксы микробиологических лабораторий.

Чем регламентируется работа «чистых»помещений?

Деятельность «чистых» помещений регламентируется всеми действующими нормативными документами, включая требования пожарной безопасности и доступа для маломобильных групп населения. Кроме этого, существуют специализированные нормы и правила требования в которых относятся только к «чистым помещениям». Среди них есть СП (Свод Правил), СанПиНы (Санитарные Правила и Нормы) и ГОСТы.

Какие особенности в требованиях к «чистым» помещениям медицинских учреждений?

В специфику требований к «чистым» помещениям медицинских учреждений можно отнести защиту пациента и персонала от бактерий и вирусов. В этой связи, помещения медицинского учреждения, имеющие одно и то же название, и проводящие схожие операции могут иметь совершенно разные режимы работы, уборки и требования к вентиляции в зависимости от группы пациентов или материалов с которыми они работают. Так, палаты для инфекционных больных (боксы или полубоксы) имеют отрицательное давление, в то время как палаты для неинфекционных больных с пониженным иммунитетом, наоборот имеют положительное давление. Все эти нюансы необходимо учитывать на начальной стадии проектирования Предпроектной проработки и только после окончательного формирования структуры медицинского учреждения переходить к следующим стадиям проектирования: Проектной документации и Рабочей документации. Это необходимо учитывать даже при реконструкции и капитальном ремонте, так как большинство норм по «чистым помещениям» вышли после 2006 года.